воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Жиздра, юные, вода


Поход выходного дня нового формата.



Секция юных путешественников с большим удовольствием опробовала новый для себя способ организации (логистики) похода выходного дня по югу Калужской области. В этот раз поход был байдарочным. Однако пытливый взор Секции юных путешественников цепко выхватывал из окружающих красот проходы, пригодные для будущих лыжных марафонов.

На юг Калужской области можно попасть по ж.д. Либо поездом дальнего следования с пересадкой на электричку (например, поезд Москва - Сухиничи, электричка Сухиничи - Брянск), либо тремя электричками (Москва - Муратовка, Муратовка - Сухиничи, Сухиничи - Брянск). Современные правила перевозки ручной клади предполагают непременные проблемы при входе на вокзал, при посадке в вагон, во время движения. Электрички стыкуются плохо, останавливаются от реки далеко. С учётом взвешивания груза на вокзале, поездка на поезде от дома до реки может занять до 10 часов, а на электричках до 14 часов.

Ещё есть автобусы от метро Тёплый Стан до Сухиничей или Козельска, но это ещё более медленная доставка, да и не туда.

Нами же применена следующая логистика.

1. Выезд на автомобиле. От дома до реки около 4 часов.

2. Автомобиль сдаётся на хранение местным жителями в ближайшую деревню за 100 руб. в сутки. Они этим очень довольны.

3. К месту финиша маршрута вызывается такси, на котором возвращаемся к своему автомобилю. В Калужской области появилась служба такси с агрессивной дискаунтерской политикой. За подачу машины к исходной точке и за возвращение машины от конечной точки плата не берётся. Служба предельно компьютеризована, машина подъезжает ближайшая и очень быстро. Проезд на 100 км (это примерно радиус Калужской области) обходится до 1500 руб. Если заявить, что груза много, приезжает машина с достаточным багажником. В нашем случае, к берегу реки такси прибыло через 12 мин. после вызова.

4. Возвращаемся домой на автомобиле. Общая стоимость поездки примерно равна таковой при использовании поездов - автобусов, однако вместо тяжкого терпения дорога превращается в наслаждение. А настоящий узбекский плов в придорожном кафе по дороге домой!

В этот раз наслаждались верховьями реки Жиздра. Выше впадения в неё р.Драгожань -- это очень симпатичная, узкая (2-5 м), но глубокая слаломная река. Выходить из лодки из-за препятствий нигде не пришлось. После впадения Драгожани -- характер Жиздры меняется, ширина возрастает вдвое, русло спрямляется.

После впадения р.Брынь (это чуть выше г.Думиничи и Киевской ж.д.) -- Жиздра ещё больше раздаётся вширь и становится похожей на любую скучную реку средне-русской полосы. Правда полоса эта здесь хороша.

Юг Калужской области -- это удивительно красивая, сильно пересечённая местность, полная памятниками древней истории. В основном, это лесостепь. Преобладают песчаные почвы. Типичны реликтовые сосновые леса. Иногда бывают ёлки. Встречаются смешанные или даже чисто дубовые леса. Населенность весьма слабая. Имеющиеся редкие деревни живописны и приятны глазу. При этом сеть асфальтовых дорог достаточно развита.

На лыжах есть где развернуться. И от дома недалеко.

9 комментариев :

  1. В советское время на подходящих станциях у Жиздры останавливались дальние поезда. Река была популярна у байдарочников. А сейчас проще добраться до Южной Карелии. А еще здесь был радиоактивный след от Чернобыля. Много лет прошло, но все же неприятно.

    Никогда не взвешивался на вокзалах. Только однажды сделал это на Курском перед электричкой, чтобы проверить собственные измерения, проделанные с помощью блока и бытового бизмена. Таймень -2 с веслами весит 31 кг. Все подтвердилось. Проходят аргументы "мы не геркулесы", "байдарки перевозятся бесплатно".

    Был на Угре, туда доехать проще. Думаю, что природа там примерно такая же.

    ОтветитьУдалить
  2. Это серьезная заявка на командора ордена:-)))

    ОтветитьУдалить
  3. Надо же, на днях бегал по берегам Жиздры и плавал в ней в районе Оптиной Пустыни. Меня тоже впечатлил реликтовый сосновый лес.

    ОтветитьУдалить
  4. Про след от Чернобыля. Поисследовал этот вопрос.

    В Калужской области локальный пик загрязнения пришёлся на районый центр село Ульяново и, в меньшей степени на г.Жиздра. По данным мониторинга за последний год, даже при круглогодичном проживании в этой местности невозможно и близко набрать санитарную норму. Ни суточную, ни месячную, ни годовую. Грибы там я бы не стал собирать, а туризмом заниматься — можно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я когда-то смотрел экологическую карту, изданную в 90 годы. Постарался запомнить все места, представляющие интерес. Там были радиоактивные пятна в лесу восточнее Думиничей. Ходят слухи, что в Калужской области специально осаживали радиоактивные облака, чтобы не подпустить их к Москве. Впрочем, пятна на карте были и в лесу южнее Деулино на Пре, а в Деулино я побывал вскоре после Чернобыля. В мещерских лесах севернее Шатуры тоже было отмечено пятно. Жиздру давно рассматривал как вариант, но всегда отказывался от нее в пользу других рек из-за неудобства подъезда, предпочитаю ночевку в поезде туда и обратно. Собственно анализом способов подъезда к Жиздре я занимался прямо на прошлой неделе. Вроде даже есть прямые автобусы в Жиздру и Думиничи. В Думиничах даже останавливается ночной поезд из Питера, обходящий Москву, на него наверное можно сесть в Обнинске. Не вдохновило. Отсюда и возникший комментарий.

      Удалить
  5. Вот актуальная карта радиоактивных загрязнений в Калужской и Тульской областях. Видно, что в Сухиничах, Думиничах и Козельске Чернобыльского следа вообще нет. А там где он есть, современный уровень загрязнения незначителен. Говоря о кратковременных посещениях этой местности, о радиации можно забыть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всем привет. Маршрут со слов - классный. А как для детского, подходит? Пляжи есть песчаные? Со стоянками проблем нет нигде?
      Сходить надо было с дозиметром, да и всё. Если нигде ничего нет, то и карты загрязнений никакие не нужны.
      Облака осаживали вряд ли - я отлично помню, что после чернобыльской аварии в Центральном районе полмесяца дул северо-восточный ветер при ясной погоде. Всё отнесло на братские соцстраны.

      Удалить
  6. Жиздра — это классический детский маршрут с многочисленными стоянками и пляжами. Стандартные стоянки порой слишком истоптаны. Мне больше понравилось вставать в диком месте. Есть каноническая лоция, очень хорошая, хотя и несколько устаревшая. В верховьях (выше впадения Брыни) река узкая, никаких катамаранов. Но именно верховья очень хороши.

    Перед маршрутом нужно прочитать при неслабую историю этих мест, хотя бы начиная отсюда, чтобы осмотреть древние достопримечательности.

    Воду из реки пить совсем не советую. Нужно иметь пустые канистры для воды, по 5 л на человека. Это позволяет развязать стоянки от родников (родниковых ручьёв). На старте нужно залиться водой в ближайшей деревне.

    Дозиметр ничего не покажет, речь идет о загрязнении тяжелыми металлами (стронцием), которые давно ушли вглубь почвы.

    Рыба есть, но рыбаков гораздо больше, чем хотелось бы.

    ОтветитьУдалить
  7. Сфеньк ю, будем попробовать сходить в следующем сезоне.

    ОтветитьУдалить

Прочтите правила и советы.

Образец гипер-ссылки на пройденный трек:
<a href="http://junior-wanderers.ru/gps/GT-Mozajs-dVenki-Borodi-130907.plt">Снято на местности: трек</a>.

Образец гипер-ссылки на фотоальбом:
<a href="http://fotki.yandex.ru/users/tolasov-georg/album/361983/">Фоторепортаж</a>.

Абстрактная гипер-ссылка (для тех, кто понимает):
<a href=""></a>.

Образец картинки:
[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/9498/129715672.134/0_c74c6_9d33057b_M.jpg[/img]

Образец индексной картинки:
<a href="TargetUrl">[img]IndexUrl[/img]</a>

Прежде, чем опубликовать Ваш комментарий, проверьте себя с помощью кнопки Просмотр.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.