пятница, 20 июня 2014 г.

Планы Секции юных путешественников


О планах Секции юных путешественников группы Дмитриева на сезон 2014-1015.



Современный лыжный спорт, нелыжный лес, уроки Большой петли, адаптивный план, будущее Новой волны.

Обновление 20.6.2014
Хочешь рассмешить Бога,
расскажи ему о своих планах.

Лыжный сезон 2013-2014 для Секции юных путешественников оказался лучшим за всю историю группы Дмитриева. По крайней мере, за ту историю, которую может вспомнить Секция юных путешественников. В прошлые годы считалось удачей прохождение одного-двух новых маршрутов за сезон. В этот раз почти каждый маршрут Секции юных путешественников был новым и удачным. А зачастую проходил по новому для Секции юных путешественников лыжному району. Разумеется, пройденные маршруты частично перекрывались друг с другом. Без этого невозможно освоение новых лыжных районов.

Размышляя над результатами прошедшего лыжного сезона, над причинами своих удивиительных успехов, Секция юных путешественников усвоила несколько уроков, из которых попыталась сделать конструктивные выводы в виде планов на сезон 2014-2015.

Тенденции современного лыжного спорта


Те, кто по телевизору видел марафонские лыжные гонки в Сочи, заметил, сколь сложна была олимпийская лыжная трасса. Она вся состояла из подъёмов и спусков, изобиловала сложнейшими виражами, всё время провоцировала лыжников ехать быстрее, чем это возможно. Великие и уважаемые спортсмены сплошь и рядом падали, ломали снаряжение. Лишь некоторые сумели преодолеть все препятствия.

Современные лыжные гонки смело вторгаются на горнолыжные, могульные и телемарковые трассы. Классическая трасса Васалоппет просто проходит по штатному горнолыжному склону. Новая лыжная трасса клуба Альфа-Битца на юге Москвы настолько профилирована и извилиста, что редкий участник ГД проедет её без позорного торможения или тяжёлого падения.

Спорт высших достижений нам, конечно, не указ. Но мы же пользуемся их лыжами и другим снаряжением. И нам никуда не деться от их современных тенденций. Получается парадокс. Настоящие спортсмены, ориентированные на показ высокого результата, уходят на всё более сложные и всё более красивые трассы. А подражающие им "спортсмены" из ГД, пытаясь сократить своё всемя на сотне, из года в год упрощают и упрощают свою старую сотенную трассу, выхолащивая из неё все сложности, какие там ещё по недосмотру остались, а также допуская безобразо выглядящие участки, убивая эстетическую суть бега на лыжах.

Лыжный лес и нелыжный лес


Смерчи и ледяные дожди в течение прошедшего лыжного сезона помогли понять важную особенность Подмосковного леса.

Есть участки леса (перезрелый, непородистый или пораженный вредителями лес), где новые завалы неизбежны при любом порыве ветра. Как правило, в таком нездоровом лесу процветает кустарник, особенно орешник и ольха, который делает практически невозможным поддержание лыжных лесных проходов в рабочем состоянии.

Есть другие участки леса (молодой и здоровый лес на хороших почвах), где деревья от ветра не падают, а кустарник в таком лесу встречается редко и лыжных трудностей не создаёт.

Нашей целью на будущее является поиск таких маршрутов, которые проходят по хорошему (лыжному) лесу. Тяжелая чистка длинных участков — это путь в никуда. Наша задача — катание на лыжах, а не лесоповал.

Пределы перфекционизма


Хорошо бы, чтобы красивая и атлетичская трасса начиналась и заканчивалась на платформах электрички, причем в ближайшем Подмосковье. Типа трассы Берёзки - Морозки розлива 1970-х годов, когда у пл.Берёзки ещё не было заборов, а до С края пл.Морозки доезжали на лыжах. А ещё хорошо бы по Москве ездить без пробок. А ещё хорошо быть молодым. Нужно смело смотреть в глаза современным реалиям. И придерживать свои перфекционистские замашки.

Я от дома до метро иду более 1 км по городу с лыжами в руках и меня это не напрягает. Не вижу, почему меня должен напрягать проход по старинному городу или современному дачному посёлку от ж.д.станции до старта (от финиша) лыжной трассы.

Хорошо бы, чтобы в лесу были заботливо прочищены проходы и прокатаны лыжни ровно по тем маршрутам, которые нам нравятся. Но таких лыжней нынче нет. Есть следы наших братьев квадроциклистов и снегоходчиков. Огромное им спасибо за их труд по прочистке и прокатке лесных проходов. Альтернатива их следам есть. Это полный непроход через лес.

Мне представляется вполне допустимым ехать к старту или от финиша маршурута на автобусе или на такси. Если речь идёт о частичном прохождении очень длинного маршрута, это кажется совершенно неизбежным.

Мне представляется вполне допустимым ехать на электричке в соседнюю область, где природы осталось больше.

Вот без чего я категорически не согласен обойтись, так это без такой красоты на маршруте, от которой перехватывает дыхание. Причем такой красоты на маршруте должно быть много. Вот какой у меня перфекционизм.

Уроки Большой петли


В начале 2013 г. Секция юных путешественников с энтузиазмом поддержала зачинщиков нового маршрута длиной 100 км под названием Большая петля. Этот маршрут виделся как реальная альтернатива старой сотенной трассе и готовился нами с надеждой на то, что уважаемые руководители ГД примут здравое решение о переносе сотенного пробега на эту трассу. Именно по этому маршруту в феврале 2014 г. Секция юных путшественников организовала пробег Супермарафон Дмитриев (новая волна).

Трасса Большая петля хороша. Она изрядно профилирована, проходит по красивым местам, по ней нескучно бежать. Однако, у неё быстро нашлись столь суровые проблемы, что в ноябре 2013 г. я предлагал сообществу причастных отказаться от проведения пробега по этой трассе из-за чрезмерного объёма трудозатрат, необходимых на её прочистку. Но в тот раз все высказались за прочистку любой ценой.

Огромное число людей внесло свой вклад в прочистку Большой петли осенью и зимой лыжного сезона 2013-2014. Здесь работали участники ГД, группы Сафронова, местные лыжники и местные жители. Тем не менее до самого последнего дня перед пробегом оставались нерешенные проблемы. К примеру, я перетрудился на Большой петле до отвращения. Не могу представить, чтобы я заставил себя появиться там в ближайшие годы.

Причиной таких проблем стало наличие на Большой петле участков нелыжного леса. Это:
  • лес у Семхоза,
  • Кирдовский лес,
  • лес между Ерёмино и Лихенино,
  • лес между Велей и Бешенково,
  • лес в верхнем течении Вори,
  • лес к С от Абрамцевской просеки.

Из других проблем следует вспомнить ненадёжную переправу по льду пруда на р.Веля, и многокилометровый проход по льду в верховьях р.Вори. При нестабильном морозе эти участки были опасны и крайне нежелательны на столь длинном и сложном маршруте, где одиночное хождение является нормой.

Адаптивный план будущего лыжного сезона


Накануне прошлого лыжного сезона Секция юных путешественников объявила свой Альтернативный план. Он отличался от Плана ГД лишь несколькими маршрутами. Отличия сводились, в основном, к замене старой сотни на Новую волну.

В целом, тот Альтернативный план следовал старой советской традиции планировать погоду и снежно-ледовую обстановку на год вперёд. К счастью, тёплая зима разметала тот план и заставила Секцию юных путешественников прожить лыжный сезон по-новому.

Каждый раз накануне субботы проводилась сложная работа по сбору новейшей информации о состоянии возможных лыжных проходов в новых лыжных районах, о текущей обзаборенности, о наличии снега и льда. Устанавливалось ценнейшее взаимодействие с охотниками, кладоискателями, квадроциклистами, снегоходчиками и местными лыжными туристами. Маршрут на ближайшую субботу предлагался с учетом всех обстоятельсв, включая состояние здоровья юных путешественников. Именно так ковался феерический лыжный сезон 2013-2014 в Секции юных путешественников.

Именно так Секция юных путешественников и будет планировать свой будущий лыжный сезон. В межсезонье Секция намерена заниматься разведкой и лёгкой чисткой фрагментов маршрутов в разных районах дальнего Подмосковья. Эти фрагменты будут наполнять Библиотеку кирпичей (фрагментов маршрутов). Планирование будет сводиться к оперативной состыковке фрагментов друг с другом, причём накануне субботнего лыжного выхода и с учётом сложившейся обстановки. Сложность предлагаемого маршрута будет оцениваться Категорией трудности, а не километражем. См. детали в статье Категория трудности. Для однодневного прохождения будут предлагаться маршруты с категорией трудности не более 12 (по моей оценке). Это означает, что средний лыжник, бегущий в полную силу, должен успеть выехать из дому на метро, и приехать домой на метро в тот же день.

Суточный лыжный пробег-трофи Супермарафон Дмитриев (новая волна) 2015


Пробег Супермарафон Дмитриев (новая волна) в следующем лыжном сезоне будет очень похож на обычный лыжный маршрут Секции юных путешественников. Т.е. географический район и детальный трек будут предложены только накануне согласно сложившейся обстановке.

Основное отличие Новой волны от обычного маршрута — категория трудности будет увеличена до 24 (по моей оценке). Это означает, что средний лыжник, бегущий в полную силу, затратит на полную дистанцию 20-24 часа. Таким образом, пробег Новая волна отвязывается от магического числа 100 км. Например, при глубокой тропёжке длина трассы будет сокращена, а при насте — удлинена с таким расчётом, что на её полное прохождение потребуется именно столько времени. Похоже, что при этом станет актуальным название что-то вроде Суточный лыжный пробег-трофи Супермарафон Дмитриев (новая волна).

Предварительную заготовку дров для костров-ночёвок мне делать больше не хочется. Но желающие могут этим заняться. Процедуру регистрации и самозаписи в протокол предполагается сохранить по образцу прошедшего пробега Новая волна. Пробег Супермарафон Дмитриев (Новая волна) будет, как и в прошлые разы, проведён в субботу накануне трационного пробега Супермарафон Дмитриев, чтобы подчеркнуть альтернативный характер Новой волны и акцентировать позицию Секции юных путешественников по вопросу о планах и сотенных трасах.

Есть большое желание вернуться на Новой волне к дмитриевской концепции стреловидности маршрута. "Чтобы чувствовалось это расстояние...".

Пока предполагается, что географически трасса Новой волны будет выбрана в одном из следующих лыжных районов: (1) Киржач - Балакирево - Талдом или (2) Волоколамск - Можайск - Малоярославец.

Скока нам ещё осталось?


Кому как, а у меня лыжных суббот осталось наперечёт. Каждая как на ладони. Никак не могу хоть одну из них потратить на "никакой", "так себе" или попросту некондиционный маршрут. Даже ради хорошей компании. Буду очень стараться, чтобы каждая субботняя прогулка стала единственной, неповторимой, незабываемой и прекрасной. А трасса Новой волны будет строиться так, чтобы сам факт прохождения маршрута стал ошеломительным для каждого участника. Как в первый раз.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Прочтите правила и советы.

Образец гипер-ссылки на пройденный трек:
<a href="http://junior-wanderers.ru/gps/GT-Mozajs-dVenki-Borodi-130907.plt">Снято на местности: трек</a>.

Образец гипер-ссылки на фотоальбом:
<a href="http://fotki.yandex.ru/users/tolasov-georg/album/361983/">Фоторепортаж</a>.

Абстрактная гипер-ссылка (для тех, кто понимает):
<a href=""></a>.

Образец картинки:
[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/9498/129715672.134/0_c74c6_9d33057b_M.jpg[/img]

Образец индексной картинки:
<a href="TargetUrl">[img]IndexUrl[/img]</a>

Прежде, чем опубликовать Ваш комментарий, проверьте себя с помощью кнопки Просмотр.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.